Всё о шкиперских лицензиях
"Права" на управление яхтой — нужны ли они?
Это резонный вопрос. Скажем так, в большинстве стран, чтобы управлять яхтой, лицензии вам нужны, если вы берёте яхту в чартер. Если же вы владеете яхтой, то во многих случаях лицензию у вас никто не спросит: вы можете управлять своей лодкой и без неё, правда, скорее всего, не сможете застраховать. В этой статье мы рассмотрим первый вариант, когда лицензия вам будет нужна, чтобы взять яхту в аренду.
Как получить лицензию шкипера
Ну во-первых, нужно пройти обучение. Если вы учились в автошколе, то примерно понимаете процесс — есть теория и практика. С яхтами ситуация схожа, но есть два основных подхода. В первом случае вы отдельно изучаете теорию и все вопросы, связанные с яхтингом — от устройства яхты до навигации в море, обычно это происходит в вашем же городе с расписанием занятий несколько раз в неделю и/или по выходным, что является большим преимуществом этого варианта обучения. Затем нужно поехать на прохождение практики, которая обычно длится 7-10 дней. Если вы проходите её успешно, то инструктор принимает решение выдать вам лицензию. Второй подход, обычно — двухнедельный интенсив, где практика начинается уже через несколько дней после старта обучения и далее чередуется с продолжением теории (часто полдня теория, полдня практика). Недостатком такого подхода является необходимость в очень короткие сроки усвоить огромное количество теоретического материала, однако, благодаря возможности тут же закрепить теорию практикой, для многих такой вариант является более предпочтительным.
Какие бывают шкиперские лицензии?
К сожалению, не существует единых международных прав на управление яхтой, поэтому вам нужно отталкиваться от региона, в котором вы планируете ходить под парусом. Однако есть системы обучения и лицензирования шкиперов, признанные в большинстве стран мира, и наиболее распространённым стандартом является International Certificate of Competence, он же сертификат ICC. К сожалению, Россия не входит в список стран, которые подчиняются ICC, но о ней мы поговорим позже.
Международные системы, которые подчиняются сертификату ICC — это IYT, ISSA и RYA. Сейчас поговорим о каждой из систем подробнее.
International Yacht Training (IYT) появилась в Канаде в 1988 году. Несмотря на то, что обучение по этой системе ведётся на родном языке, терминологию нужно знать на английском. До 2013 года лицензии IYT были бессрочными. Теперь же каждые 5 лет их необходимо обновлять (стоимость обновления — от 125 долларов). Обучение теории по IYT стоит от 500 до 1300 долларов, практика примерно столько же.
International Sailing School Association (ISSA) появилась раньше — в 1969 году. Лицензии ISSA, в отличии от IYT, бессрочные. Обучение также может проходить на вашем родном языке. Чтобы получить права ISSA можно пойти на обучение сюда.
И наконец, Royal Yachting Association (RYA) — старейшая международная система. Британская королевская яхтенная ассоциация была основана ещё в 1875 году. Отличие от предыдущих двух систем в том, что обучение ведётся на английском языке. Цена теоретических курсов — 500-600 евро.
Яхтенные права ГИМС в России
Если вы собираетесь управлять яхтой в России, то вам понадобятся права Государственной инспекции по маломерным судам — ГИМС. Получив лицензию ГИМС, вы сможете управлять судном длиной до 20 метров на расстоянии 20 миль от берега. Права выдают на русском и английском. Их признают не только в России, но и не которые других регионах. Правда для этого вам следует сдать отдельный экзамен на МП — правила международного плавания.
Если вы спортсмен и планируете принимать участие в регатах, то вам нужно получить права Всероссийской федерации парусного спорта — ВФПС.
Какие бывают категории лицензий
Яхтенные лицензии чем-то похожи на автомобильные — тоже есть градация на разные категории. Тем не менее, на практике важнее не то, какой категорией прав вы обладайте, а какой у вас практический опыт, и сколько миль в вашем логбуке.
На самом деле, вам может быть достаточно прав Bareboat Skipper (IYT) /Inshore Skipper (ISSA) / Day Skipper (RYA) для того, чтобы брать яхту в чартер в Европе. Это начальная категория, которая даёт вам права отходить от берега на 20 миль в дневное время в хорошую погоду. На практике это означает, что если вы, имея такую лицензию, отойдёте дальше чем на 20 миль, и у вас на яхте что-то сломается, то страховая компания скорее всего не признает это страховым случаем. В остальном же, до последнего времени, с такими лицензиями можно было брать яхту в чартер в любой точке мира. Правда с прошлого года некоторые страны, например Греция, стали вводить ограничения на сдачу яхт в чартер шкиперам с "дневными лицензиями". Однако это можно обойти, оформив тот самый сертификат ICC — просто будет стоить дополнительных денег.
Следующая категория — Coastal Skipper / Offshore Skipper. Имея эту категорию, вы сможете сейлить ночью и отходить от берега на 60 миль, также в хорошую погоду.
Высшая категория яхтенного шкипера — Yachtmaster / Master of Yacht. Имея лицензию такой категории, вы сможете идти в сложные парусные экспедиции, например, через Атлантику. Эти "права" самые почётные среди владельцев яхт.
В целом, нужно понимать, что даже чартерные компании порой будут оценивать мили в вашем логбуке, свидетельствующие о вашем опыте. Так что заводите себе логбук сразу, как только всерьёз задумаетесь о яхтинге. Но самое главное, конечно, ответственно подойдите к выбору курсов по обучению. Не так важна система, по которой вы будете учиться и какая аббревиатура будет красоваться на вашей лицензии, важно, у кого вы будете учиться. На нашей платформе только проверенные школы и курсы, в которых вы сможете не только получить нужную лицензию, но и приобрести настоящий практический опыт.
Ближайшие курсы школы капитанов:
Все курсы:
(с)
Фото материалы для статьи предоставила школа "Сила Ветра"
Автор статьи: Родион Карнеев, редакция: Анастасия Мосина
Комментариев нет, будьте первым!