Или "Остаться в живых" на воде
Прошёл почти месяц со старта Vendee Globe и по ходу регаты столько всего происходит, что я не успеваю писать новости даже в твиттер, не то что в блог или даже в фейсбук. О том, что это за регата, почему весь яхтенный мир уделяет ей столько внимания, и почему стоит за ней следить, даже если вы далеки от парусного спорта, можно прочитать тут:
Фавориты сходят с дистанции, множественные поломки и происшествия, операция спасения... Ох, жёсткая в этот раз получилась гонка с самого начала. И грустная, честно говоря. Более того, едва не трагичная, но об этом позже.
Что-то неладное творится в Океане, и, по всей видимости, это неладное за последние 4 года основательно усилилось — в течение гонки происходит очень много столкновений с опознанными и неопознанными объектами: рыболовными сетями, возможно недозатонувшими контейнерами и прочим (иногда даже с китами). Просто сопоставьте размеры яхты и океана и прикиньте вероятность столкновения с чем-либо в принципе.
Первой жертвой стала яхта “Charal” — главная надежда французов (шкипер — Жереми Бейу). “Charal”, одна из самых новых и высокотехнологичных лодок в регате, в результате столкновения “с чем-то” серьёзно повредила перо руля уже на третий день гонки и была вынуждена вернуться в точку отправления для ремонта.
Правила регаты позволяют вернуться в первые 10 дней с начала гонки, устранить неисправность и стартовать ещё раз.
На девятый день Бейу стартовал снова и сейчас стремительно догоняет пелотон, находясь “всего” в 550 милях от идущей предпоследней “Merci”. Но при таком отставании от лидеров рассчитывать на победу почти не приходится.
А далее посыпалось как из рога изобилия. Первым, уже 16 ноября, сошёл Николя Труссе на яхте “Corum L’Epargne”, сломав мачту. Пока не совсем понятно, что именно там произошло, но Николя был вынужден уйти на острова Зеленого Мыса под мотором.
Вторым, кто вынужден был сойти с дистанции, оказался не кто иной как главный претендент на победу, всеобщий любимчик и великий рейсер Алекс Томсон. Тот самый, который “Hugo Boss”, тот самый, кто участвует уже пятый раз, кто пришёл в прошлой Vendee Globe вторым, в позапрошлой третьим, а до этого два раза раза сходил с дистанции. Надо сказать, что в прошлый раз, когда он пришёл вторым, он отстал от лидера всего на одни сутки, несмотря на то что у него и тогда случилось столкновение с неизвестным объектом, об который он сломал фойл (подводное крыло) на подходе к мысу Доброй Надежды. И в этот раз надежда не оказалась для него доброй. Сначала он повредил корпус и вынужден был на несколько дней приостановиться для ремонта, но справился с этой проблемой. Из-за приостановки (точнее “безопасного курса”) перестал быть лидером, хотя до этого уверенно шёл первым, однако, как все думали, сохранил все шансы на победу. Но, едва вернувшись в гонку, снова столкнулся с брошенными рыболовными сетями, сильно повредил правое перо руля, которое, как оказалось, уже невозможно было починить в одиночку. В результате был вынужден сняться с гонки и уйти в Кейптаун. Это стало жутким и неожиданным ударом для фанатов и, прежде всего, для самого Алекса. Яхтенное сообщество было в шоке. Ведь очень многие, наверное даже большинство, считают, что Алекс — эдакий Ди Каприо от яхтинга, который давно заслужил победу, как Ди Каприо — “Оскар”, но каждый раз какая-то подлая случайность мешает ему получить вожделенную награду.
Затем у южной оконечности Африки развернулась целая драма, едва не ставшая трагедией. Кевин Эскофье (яхта “PRB”) внезапно активировал свой аварийный маяк. К нему на помощь поспешил ближе всего находящийся ветеран Vendee Globe 61-летний Жан Ле Кам (яхта “Yes we cam !”), а также Борис Херрманн (Sea Explorer) и Яник Беставен (MAÎTRE COQ IV). Ле Кам уже в сумерках увидел Эскофье на спасательном плоту, но в сложных погодных условиях потерял его из вида, однако к утру таки снова нашёл и с большими сложностями снял с плота и спас. Как рассказывает сам Кевин Эскофье: "Смотрели фильмы про кораблекрушение? Было точно так, в худшем смысле. В 4 секунды — бац, лодка втыкается в волну, нос складывается вверх на 90 градусов. Я успеваю послать текстовое сообщение - приходит волна и заливает всю электронику!"
Тут стоит сделать лирическое отступление, из которого на самом деле можно создать захватывающий сценарий для приключенческого фильма. Дело в том, что в Vendee Globe 2008-2009гг. сам Ле Кам терпел бедствие. Его яхта потеряла бульбу (утяжелитель) киля, в результате чего она перевернулась. И спас его, кто бы вы думали? — Винсент Рио на яхте… "PRB"!!! Так что можно сказать, что Ле Кам вернул долг 12-летней давности.
Сейчас “Yes we cam !” вернулась в гонку, идёт на шестом месте, а Кевина Эскофье буквально сегодня утром забрал к себе на борт фрегат французских ВМФ. Жану Ле Каму и другим яхтам, принимавшим участие в спасательной операции, возможно пересчитают потерянное время (но это не точно, информации пока нет). Президент Франции Эммануэль Макрон лично по спутниковой связи поблагодарил Ле Кама за спасение соотечественника — что, конечно же, лишний раз говорит о том, на каком уровне находится популярность парусного спорта во Франции.
Немного ещё о Жане Ле Каме. Он — легенда французского парусного спорта, выиграл огромное количество престижнейших регат, а в Vendee Globe 2004-2005 первым прошёл мыс Горн, но в итоге пришёл вторым, всего на 6 часов позже лидера. В текущей гонке его тактика почти безупречна и позволяет ему и сейчас являться одним из лидеров, несмотря на то что у него одна из самых “старых” яхт во флоте регаты — ей 13 лет, она не имеет фойлов и далеко не самая быстрая.
Следующими жертвами столкновений “обо что-то” почти одновременно стали Себастьен Симон (Arcea Paprec) и Сэм Девис (Initiatives-Coeur). У Симона повреждения фойла и корпуса, у Сэм — киля. Мне особенно жаль Сэм Девис — это 46-летняя британская яхтсменка, жизнерадостная хохотушка и опытнейший шкипер, которая ещё совсем недавно была в лидерах гонки. Примечательно, что в регате участвует и её муж Роман Аттанасио на яхте “Pure best-western”, идущий сейчас двенадцатым, причём у неё яхта с фойлами, а у него со швертами.
Сейчас Алекс, Сэм и Себастьен уже все трое пришвартовались в Кейптауне и, возможно, грустно поют что-то вроде “В кейптаунском порту, с пробоиной в борту, Жанетта поправляла такелаж…”
Кроме всего вышеописанного драматического, у многих яхт уже случались поломки и столкновения, последствия которых были устранены участниками, но сказались на их позиции в гонке. Сейчас лидером является 30-летний Бенжамин Дютре на яхте “Omia — water family”, которая, кстати, как и яхта “Yes we cam !”, тоже 2007 года постройки и без фойлов.
Лично я, после выхода Алекса Томсона из гонки, болею за Жана Ле Кама, и в любом случае уже считаю его победителем, независимо от результатов.
Комментариев нет, будьте первым!