Гаджеты и девайсы для шкипера чартерной яхты
Мультитул
Есть два популярных и надежных производителя мультитулов. Не буду их рекламировать, но один дает пожизненную гарантию и меняет молча сломанный прибор. Второй... Кто помнит фильм "Брат-2"? Так там, сидя на крыше небоскреба, ножовкой мультитула Данила пилил ствол ружья для обреза.
Достоинства:
Раз. У вас всегда с собой острый нож. Зачем нож в кокпите? Просто пример: один раз швартов на отходе обмотал руку матроса. А у яхты инерция. И сильный ветер.
Два. Всегда есть пассатижи.
Также там есть отвертки, напильник, иногда ножовка, и, в зависимости от типа, даже такие излишества как консервный нож и открывалка. Цена на нормальный мультитул начинается от 50 евро.
Фонарик налобный светодиодный.
Выбор огромный. Как выбирать, брать ли мощный? Есть множество характеристик фонарей. Надо понимать, что мощный налобный фонарь на яхте не имеет смысла, свет просто отражается от воды. Поэтому нам нужен защищенный фонарь с функциями изменения яркости, мощностью не более 400 люмен (и не менее 200). Важно чтобы он допускал использование стандартных батареек, потому как встроенные аккумуляторы — вещь крайне непредсказуемая. Необходимая функция — наличие красного света, чтобы в темноте не слепить товарищей. Советую взять в известной сети спортмагазинов Decatlon, цена от 10 евро.
Часы наручные
Выбор на любой цвет, вкус и кошелек. Водонепроницаемые и, как правило, выдерживающие до 50 метров глубины. Важнейшая функция — барометр. Очень желательно с памятью хотя бы на пару дней. Тогда мы можем контролировать давление и изменения погоды. Еще часы обычно измеряют температуру воздуха и воды, глубину, позволяют выставить двойное время (актуально, чтобы не путать, не поздно ли звонить друзьям домой). Сейчас много смарт-часов, которые интегрируются с яхтенной электроникой, чартплоттером и смартфоном. Нужны "умные часы" или нет решать вам, но, главное, не забывать принцип, что самый надежный прибор — тот, которого нет на яхте.
Индивидуальные радиомаячки для MOB — "человек за бортом"
Персональный спутниковый радиомаяк PLB или персональный AIS. Для типичного чартера по теплой воде и хорошей погоде они как парашют в ручной клади на пассажирском авиалайнере. А вот для оффшорных перегонов и регат, настоящих, где на ночь никто не причаливает к уютному бару, это вполне резонная страховка себя любимого. Тем более что цена начинается от 300 евро, а гаджет покупается надолго. Размер их вполне компактный, помещаются на ладони. Имеют удобные крепления и простой интерфейс.
Как оно работает? PLB — это индивидуальный аналог EPIRB (спасательный буй для судна), но меньшего размера и с меньшей емкостью батарей. Батарей после активации хватит примерно на сутки, а их срок службы около 5 лет. При активации прибора, при падении за борт, идет сигнал на частоте 403 МГц. Спутники КОСПАС-SARSAT его принимают, ретранслируют в наземные центры и начинается спасательная операция. PLB требует регистрации и надо обязательно уточнить при покупке где именно, так как, в зависимости от национальных правил, могут быть нюансы.
Персональный AIS регистрировать не надо. Все установки делаются самостоятельно и доступны любому пользователю. Принцип работы: при активации включается передача сигнала, дешифраторы которого стоят на всех коммерческих судах и большинстве малых парусных и моторных яхт. По нему сразу понятно, что это человек за бортом, и вас подберут, если не со своего судна, то с чужого. Есть возможность настроить АIS-систему своей лодки, чтобы при активации включился сигнал тревоги и даже выключился двигатель.
Внимание! На чартерных яхтах AIS встречается довольно редко! Это значит, что никакие AIS-сигналы получить нельзя, в том числе и от своего члена экипажа, выпавшего за борт с “волшебной коробочкой”.
Чехол водозащитный
Есть специальные чехлы для подводной съемки телефоном или планшетом. Любой каприз за ваши деньги. Но вполне достаточно чехла за 15-30 евро. Как правило, они позволяют управлять сенсорным экраном. Нужны для защиты гаджета и денег/документов при перемещении в динги. Или при нахождении снаружи лодки при дожде, волнах. Сколько телефонов, заявленных как водозащищенные, было утоплено случайно прилетевшей волной...
Сумка мягкая
Все наверняка знают, что чемоданам не место на яхте. Вернее, для них нет места (чтобы не получилось как у меня, когда один из гальюнов был выделен под хранилище чемоданов). Итак, сумка складная, мягкая, с колесиками. Если она водозащищенная, то это большой плюс. Тогда посадка с ней в динги не будет травматична для вашего багажа. Да и продукты не промокнут при закупке на берегу.
Выбор огромен. Для настоящих мачо можно порекомендовать рюкзак. Естественно без колесиков. Но из-за лямок рюкзаки в аэропортах иногда не кладут на общую ленту и отправляют через стойку негабаритного груза. Риск потери багажа повышается.
Ручной туристический навигатор
Несмотря на то что в свой смартфон можно и нужно установить программу аларма для якоря, и все штатные чартплоттеры имеют эту функцию, страховка не помешает. Ручной навигатор Garmin позволяет ставить функцию “дрейф якоря”. Еще в случае тотальной катастрофы с электричеством на борту или (тьфу 3 раза) покидания судна на спасательном плоте, навигатор позволит узнать свои координаты, а базовая карта в нем есть по умолчанию. Достоинства — солидный ресурс батарей, и, часто, возможность использования обычных пальчиковых элементов питания.
Powerbank
Тут достаточно одного слова — Powerbank. Но… Очень мощные банки не всегда получается заряжать обычными адаптерами от бортовой сети 12v. Придется их заряжать от сети 220v — это если на борту есть инвертор, ну или после подключения к береговому питанию марины.
Зарядное устройство-разветвитель 12v для USB-гаджетов
В продаже есть целые гирлянды из хвостиков USB зарядок, на одном конце которых адаптер для гнезда “прикуривателя”. Девайсы дешевые могут быть просто опасны возгоранием, но и хорошие должны соответствовать параметрам яхты. Крайне редко гнездо “прикуривателя” рассчитано на заметную нагрузку. Будут греться провода разъема, а может и вылетит предохранитель. Хорошо, если до того не оплавится проводка. Ориентироваться на цифры по силе тока или мощности, написанные на корпусе зарядки, не стоит. Просто купите несколько разных. Используя, щупайте провода и нюхайте их.
Ручная радиостанция
Морская радиостанция портативная VHF. Удобна для швартовки на катамаранах с плохим обзором с поста управления, при работе с якорным устройством. Также пригодится при разделении экипажа, когда кто-то уходит на ближний берег.
Ну и при проблемах с основной станцией поможет остаться на связи. Диапазон частот: 156-163 МГц, выделенные каналы. Мощность передатчика 5-6 Вт. Цена за брендовые рации начинается от 200 евро. Все они водозащищенные. Некоторые из них не тонут в воде. Заряда аккумуляторов в обычном режиме "мало говорим — много слушаем" хватает на день, а то и больше. Дальность зависит от многих параметров.
Спутниковый трекер с двухсторонним обменом сообщениями
О самом популярном из них, Garmin Inreach, смотрите статью "Метеопрогнозы без интернета".
И понятно, что в дополнение у каждого шкипера есть личный смартфон (а то и два) с установленной навигационной программой типа Navionics.
И, да, список этот можно продолжать, но больше — не всегда значит лучше.
Комментариев нет, будьте первым!